Мнение, что депутат — это некий завхоз-универсал с волшебной палочкой, способный тут же, по одному звонку, починить и одновременно убрать («алкаши же собираются!») скамейку у подъезда, огородить палисадник, попутно подлатав тротуар и заделав ямы на дороге, — увы, весьма распространено. Узнав, что «прямо завтра» его пожелание выполнено не будет, такой избиратель переполняется праведным гневом: «Зачем мы вообще депутатов выбираем?!»

Действительно, а зачем?.. Этот вопрос мы задали кандидату в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по Правобережному избирательному округу № 27 Вячеславу ЕВСТИГНЕЕВУ.

— Вы были и городским, и областным депутатом, и, думается, легко на него ответите...

— Депутат — в первую очередь представитель интересов его избирателей на всех стадиях законотворческого процесса: от проработки инициативы до её оформления в виде юридического документа. А после того, как закон вступит в силу, — «отладки» механизмов его применения. Если человек сталкивается с проблемами в реализации своих конституционных прав — на жилье, образование, пенсионное обеспечение — значит, закон нуждается в доработке, а избиратель, точнее, его права, — в депутатской защите.

Поясню на примере. Чтобы тебя признали нуждающимся в социальном жилье, нужно собрать солидный пакет документов. Справка БТИ о наличии недвижимого имущества обходится в тысячу с лишним рублей, а предоставляется она на каждого члена семьи. Для людей с доходами ниже прожиточного минимума — деньги немалые. Накопить для того, чтобы встать на учёт, как малоимущий, — даже звучит абсурдно!

На апрельском заседании депутаты Законодательного Собрания области приняли законопроект, который возложил обязанность по получению таких справок на органы местного самоуправления. Последним, к слову, эти документы предоставляются безвозмездно. Закон уже вступил с силу.

— А нельзя было заранее предусмотреть такую возможность, просчитать, спрогнозировать?

— Насколько оперативно закон «приспособится» к реальным потребностям людей — зависит от депутатов во многом, но не во всём. Рамки наших полномочий чётко очерчены федеральным законодательством. Изменяется оно — расширяется либо сужается «окно возможностей» для областных парламентариев, возникает необходимость вносить поправки в региональные законы, чтобы привести их в соответствие федеральным. Законотворчество — процесс непрерывный, и задача депутатов в том, чтобы направить его в нужное русло.

С другой стороны, «подводными камнями» нередко становятся так называемые подзаконные акты, которые разрабатываются исполнительной властью с целью реализации конкретных правовых норм.

Опять-таки на примере, на этот раз — из практики моей приёмной. Закон говорит: жилых помещений в подвалах быть не должно: ни по санитарным нормам, ни по пожарным требованиям. Но они есть. И, как выяснилось, признать их непригодными для проживания практически невозможно. Даже в суде. Причина — в тексте правительственно постановления, определившего порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.

— Такие тонкости разве что юристам могут быть интересны...

— Согласился бы, если бы не пришлось вникать в них из-за обращения, поступившего в мою приёмную. В такой квартире, причём муниципальной, до недавних пор проживала женщина-инвалид, которая передвигается с большим трудом. Единственный выход из подвала — узкая крутая лестница, которую сложно преодолеть даже здоровому человеку. Проблему с предоставлением нормального жилья в итоге удалось решить. «Цена» вопроса — тома переписки, шесть судебных разбирательств и без малого пять лет жизни...

Сегодня много говорят о доступной среде, о приспособлении общего имущества домов под нужды инвалидов. Правительственное постановление о переоборудовании жилых помещений, подъездов и придомовых территорий под потребности людей с ограниченными возможностями вступило в силу ещё в 2016-м. В Санкт-Петербурге заявления на адаптацию жилья специальная комиссия принимает с июня 2017 года, вовсю идут конкурсы на проведение таких работ. Южный Урал пока отстаёт. В областном центре профильную комиссию создали только в декабре 2018-го, и то после представления прокуратуры. У нас в городе раскачивались ещё дольше: постановление администрации № 7760-П о создании муниципальной комиссии датировано 22-м июля 2020-го. Предстоит огромная работа. Сколько такого жилья в городе? Какой объём средств закладывать в бюджет на эти цели и где их брать? Этот вопрос, на мой взгляд, заслуживает пристального внимания со стороны депутатов нового созыва Магнитогорского городского Собрания.

— Вы привели в пример Петербург — многомилионник, и, к тому же, город — субъект РФ. Явно, что бюджетных денег там больше. Не получится ли так, что хороший и нужный закон «забуксует» из-за нехватки средств на местном уровне?

— Выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов — серьёзная проблема, которая до конца так и не решена. Если сопоставить расходы бюджета с численностью жителей, станет очевидно: в Петербурге и Москве на одного горожанина приходится в разы больше бюджетных средств, нежели на одного южноуральца. Чтобы не быть голословным: северная столица в 2019-м потратила на каждого петербуржца 135,2 тыс. рублей, Москва —  чуть ли не вдвое больше, 249,7 тысяч за год. На одного жителя Челябинской области, тем временем, было израсходовано всего 57,8 тыс. рублей. Здесь и образование, и медицина, и выплаты областным льготникам, и дороги... Но если прикрываться неравенством бюджетных возможностей, получится, что жителям менее обеспеченных сельских территорий вообще рассчитывать не на что.

— Остаётся просить. Сельчанам — в области, Южному Уралу — в Москве...

— И областные, и федеральные деньги удаётся привлечь на проработанные, обоснованные цели. Могу подтвердить это как региональный координатор проекта «Культура малой Родины», который сейчас реализуется в рамках нацпроекта «Культура». За четыре года удалось отремонтировать или переоснастить — возможно и то, и другое — 84 сельских клуба и дома культуры в малых городах.

В перспективе — привлечение федеральных денег на реконструкцию систем отопления. Сколько и на что просить? Ситуация даже по районам сильно отличается: в Каслинском до сих пор топят печи, в Вехнеуральском дома культуры обходятся электрическими обогревателями, а в Увельском практически все клубы подключены к центральному отоплению. К тому же, новые радиаторы вряд ли прогреют клуб, если поселковая котельная, ещё дровяная, работает на последнем издыхании, а наиболее дешёвое газовое отопление пока остаётся мечтой...

— Вы с такой заинтересованностью говорите о сельских проблемах, что можно смело утверждать: в новом, седьмом созыве планируете продолжить работу в аграрном комитете...

— Поймали! (Улыбается,— Авт.) Для меня работа в этом комитете важна потому, что состояние сельского хозяйства в регионе — и это не преувеличение — сказывается на каждом южноуральце. И через качество пищевых продуктов, и через их доступность. К тому же, несколько крупных перерабатывающих предприятий имеют магнитогорскую «прописку», а горожане (не удивляйтесь, бывает и такое) ездят на работу в соседние сёла. В ведении аграрного комитета — социальное развитие сельских территорий, а так же земельные, лесные и водные отношения. Интересной работы хватает!

Коронавирус внёс свои коррективы в процесс взаимодействия с избирателями. Удалось ли наладить обратную связь?

— А почему нет? Телефон работает, электронная почта тоже. Другое дело, что важность личных встреч нельзя недооценивать. Поэтому вернёмся к работе в прежнем формате сразу же, как только позволят обстоятельства.

  

Востребованность общественной приёмной — наиболее точный индикатор работы депутата. Идут с просьбами и жалобами — значит, знают о тебе, рассчитывают на твою помощь.

В свою очередь, регулярные контакты с избирателями позволяют мне определить актуальные болевые точки, скорректировать направления деятельности. Поэтому искренне благодарю тех, кто обратился ко мне с вопросами, значимыми не только для них лично. Далее — самое сложное: правильно определить, что лежит в основе конкретной проблемы. Это могут быть и правовые «дыры», и бездействие ответственных лиц, и неверное видение путей выхода из неё самим заявителем. Поиск вариантов разрешения реальной житейской ситуации даёт для понимания сути проблемы больше, чем тонна официальных отчётов.

— Что, на Ваш взгляд, нужно для того, чтобы стать депутатом в исконном смысле этого слова — посланником его избирателей? Образование, опыт, принадлежность к определённой партии?..

— Банально, но в первую очередь — деятельное желание изменить мир вокруг себя. Другое дело, что для кого-то он ограничивается стенами собственной квартиры, максимум — двора, другой готов «замахнуться» на микрорайон, а третьему хватит запала на целый город или регион. Знания и опыт важны, но они, как говорится, дело наживное. Такие качества, как верность слову, честность, способность «держать удар», ни от возраста, ни от партийной принадлежности не зависят. Так же, как и умение слышать других, поступательно отстаивая свою позицию. Но это — на мой взгляд. Какие качества окажутся важны для избирателей — станет ясно по итогам выборов.

 

Записала Светлана СЕЛИВАНОВА