Деятельность депутата Законодательного Собрания Челябинской области включает в себя два больших направления: работа с избирателями и работа непосредственно в Законодательном Собрании. А именно, участие в регулярных заседаниях и рабочих группах, выполнение поручений председателя Законодательного Собрания, работа в профильном комитете.

В частности, под руководством Евстигнеева Вячеслава Юрьевича, являющегося председателем комитета по аграрной политике Законодательного Собрания Челябинской области, в 2021 году были проведены 14 заседаний, рассмотрено 50 вопросов, подготовлено 16 постановлений, в том числе 10 из них о принятии проектов законов в 1,2,3 чтениях. В частности:

1. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25.02.2021 №265 «О внесении изменений в приложения 1 и 2 к постановлению Законодательного Собрания Челябинской области «О премии Законодательного Собрания Челябинской области в сфере агропромышленного комплекса». Законодательная инициатива внесена в целях исключения возможности вручения премии государственным или муниципальным служащим, уточнения перечня документов, подтверждающих стаж работы кандидата в сфере агропромышленного комплекса – предусмотрена возможность представления электронной трудовой книжки в соответствии с действующим законодательством.

2. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25.03.2021 №345 «О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проектом предлагается: установить полномочия федеральных органов исполнительной власти по принятию правил содержания домашних животных (собак и кошек) на территории Российской Федерации; установить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации порядка обязательной регистрации и ветеринарного учёта домашних животных (собак и кошек); ввести запрет на возврат животных  после стерилизации на территории социально значимых объектов (организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций, медицинских организаций, детских игровых площадок).

3.  Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.04.2021 №423 «Об информации о готовности сельскохозяйственных товаропроизводителей Челябинской области к проведению весенне-полевых работ в 2021 году». Согласно данному нормативно-правовому акту Министерству сельского хозяйства Челябинской области рекомендовано обеспечить своевременное предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области средств областного бюджета, предусмотренных на государственную поддержку агропромышленного комплекса, а также оказать содействие в приобретении горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений и других материально-технических ресурсов для проведения весенне-полевых работ, в применении ресурсосберегающих технологий при проведении указанных работ.

4. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 30.09.2021 № 627 «О присуждении премии Законодательного Собрания Челябинской области в сфере агропромышленного комплекса». Согласно которому награждены 30 жителей Челябинской области.

5. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 23.12.2021 № 833 «О проекте федерального закона № 19919-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений  в области ветеринарии». Постановлением одобряется проект федерального закона № 19919-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования в области ветеринарии», с учётом замечаний и предложений.

Выполнены мероприятия по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации комитетом Законодательного Собрания по аграрной политике.

Проведено выездное заседание комитета с целью ознакомления с работой предприятия, работающего в сфере сельского туризма (Сосновский муниципальный район, Эко-ферма «Семейное подворье»). Рассмотрена информация о ходе реализации в 2021 году государственных программ «Комплексное развитие сельских территорий в Челябинской области» и «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области».

Внесены изменения в следующие региональные законы в сфере аграрной политики и лесных отношений:

1. Закон Челябинской области от 04.05.2021 №357-ЗО «О внесении изменения в статью 17 Закона Челябинской области «О Правительстве Челябинской области»/ Закон направлен на приведение законодательства Челябинской области в соответствие с федеральным законодательством, в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2020 № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации».

2.   Закон Челябинской области от 02.09.2021 № 414-ЗО «О внесении изменения в статью 2 Закона Челябинской области «О регулировании отношений в области обращения с животными в Челябинской области»/ Закон направлен на приведение Законодательства Челябинской области в соответствие с федеральным законодательством, в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации». Определен орган исполнительной власти Челябинской области, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области обращения с животными.

3.   Закон Челябинской области от 04.05.2021 № 356-ЗО «О внесении изменений в статью 1 Закона Челябинской области «О регулировании лесных отношений в Челябинской области»/ Закон принят в целях приведения положений Закона Челябинской области «О регулировании лесных отношений в Челябинской области» в соответствие с Федеральным законом от 04.02.2021 №3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений». Уточнены полномочия руководителя высшего исполнительного органа государственной власти и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.

4. Закон Челябинской области от 01.09.2021 № 402-ЗО «О внесении изменений в статью 1 Закона Челябинской области «О регулировании лесных отношений в Челябинской области»/ Закон принят в целях приведения положений Закона Челябинской области «О регулировании лесных отношений в Челябинской области в соответствие с Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре)» в части установления перечня должностных лиц органа исполнительной власти Челябинской области, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) и перечня должностных лиц  областных государственных учреждений, подведомственных органу исполнительной власти Челябинской области для осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда.

5. Закон Челябинской области от 28.10.2021 №470-ЗО «О внесении изменений в статью 1 Закона Челябинской области «О регулировании лесных отношений в Челябинской области»/ Закон принят в целях приведения положений Закона Челябинской области «О регулировании лесных отношений в Челябинской области» в соответствие с Федеральными законами от 02.07.2021 №303-ФЗ « О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений по установлению коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, утверждению плана проведения лесоустройства и осуществлению мероприятий по проведению лесоустройства в отношении лесов и лесных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, по принятию решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также принятия решений об установлении и изменении границ, по рассмотрению поступивших проектов лесоразведения и лесовосстановления и направлению лицу, составившему соответствующие проекты решения о согласовании проектов или обоснованного отказа в его согласовании.

Обращения избирателей поступают регулярно: во время личных приёмов и приёмов помощников, на электронную почту общественной приёмной депутата, электронную почту Законодательного Собрания Челябинской области, через социальные сети. Всего в 2021 году поступило 233 обращения. Из них 76 имели положительные решения, по 157 даны разъяснения. Проведена работа по оформлению документов на премии Законодательного Собрания Челябинской области в сфере здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, молодёжной политики, агропромышленного комплекса  и т. д. Направлены ходатайства для награждения Почётными грамотами Законодательного Собрания Челябинской области и поощрения благодарственными письмами Законодательного Собрания Челябинской области. Всего отмечено 60 человек.

  • Традиционно в рамках реализации социально-значимых инициатив были выделены средства для муниципальных учреждений города Магнитогорска. А именно, для:

  • ·  МОУ «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» приобретено компьютерное и музыкальное оборудование, ученическая мебель, всего на сумму 370 тыс. руб.;

  • ·  Центра экологического воспитания на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи» проведен ремонт здания на сумму 400 тыс. руб.;

  • · МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4» приобретено оборудование для видеонаблюдения на сумму 95 тыс. руб.;

  • ·  МДОУ «Детский сад № 179 о.в.» приобретен противопожарный линолеум на сумму 70 тыс. руб.;

  • ·  МБУДО «Детская школа искусств «Дом музыки» приобретено многофункциональное устройство для печати нот на сумму 50 тыс. руб.;

  • · Спортивной площадки по ул. Фрунзе, д.3 приобретено оборудование на сумму 110 тыс. руб.

Дополнительно были выделены средства для МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в связи с необходимостью приобретения телефонных аппаратов с функцией определителя номера.

На 2022 год будет продолжена работа со школой-интернатом № 4 (запланировано приобретение логопедического оборудования), детской школой искусств «Дом музыки» (запланировано приобретение основных средств и предметов длительного пользования), будут повторно выделены средства на левобережные объекты: спортивную площадку по ул. Фрунзе и для детского сада № 179. Также в рамках реализации социально значимых инициатив запланированы работы по замене окон в МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» и   приобретение спортинвентаря для МУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Динамо».

Тематика обращений избирателей разнообразна. От злободневных социальных проблем до вопросов благоустройства и ЖКХ.

В частности поступила жалоба о непредоставлении слуховых аппаратов по программе индивидуальной реабилитации инвалида.  На основании чего проведена работа с исполнителем государственного контракта. Нарушения устранены. Технические средства реабилитации выданы.

Подготовлен ряд писем в управление охраны окружающей среды и экологического контроля администрации города Магнитогорска по вопросу наведения санитарного порядка на муниципальной территории, обрезки сухостоя, кронирования деревьев и организации контроля за бережной уборкой снега с газонов с целью недопущения травмирования деревьев.

Проработан вопрос организации освещения на территории сквера А.В. Суворова, обустройства пешеходной дорожки около дома № 41 по ул. Грязнова. Устранены нарушения, связанные с несвоевременной подачей отопления в дом № 40 по ул. Маяковского и с укреплением козырька над входом в 1 подьезд.

Более половины поступивших обращений посвящены проблемам жилищно-коммунального хозяйства. Дважды в неделю, по вторникам и четвергам, в общественной приемной депутата (ул. Суворова, 132/3) проводится консультационный тематический прием по вопросам, в той или иной степени затрагивающим каждого магнитогорца.

В числе наиболее острых тем прошлого года — начисление платы за коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества, проведение капитального ремонта в многоквартирных домах и др. Все они, по большому счету, имеют общую основу. Проведение общих собраний собственников, как, впрочем, и достоверность их результатов, по-прежнему остаются наиболее уязвимыми нормами жилищного законодательства.

С массовыми фальсификациями решений общих собраний собственников столкнулись жители 109-го микрорайона г. Магнитогорска. Все обратившиеся в мою приемную указывали на существенные нарушения порядка организации и проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, установленного статьями 44-48 Жилищного кодекса РФ.

1) Уведомления о проведении общих собраний в порядке, установленном частями 4, 5 ст. 45 ЖК РФ, способами и в сроки, предусмотренные законом, собственникам не направлялись и не вручались, в общедоступных помещениях домов не размещались, в связи с чем владельцы квартир были лишены возможности участия в голосовании.

2) Согласно протоколам все общие собрания проводились посредством очно-заочного голосования, предусматривающего как возможность очного обсуждения вопросов повестки и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, так и возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении собрания (ч. 3 ст. 47 ЖК РФ).

Очные обсуждения не проводились. Бюллетени для голосования (бланки решений) собственникам не вручались. Сбор подписей в лучшем случае осуществлялся сотрудниками управляющей организации на одном, общем для всех, листе, озаглавленном как «Лист решений собственников помещений» или «Лист голосования». Расписаться в таком «документе», мог, по сути, кто угодно. Сборщиков подписей не интересовали ни удостоверения личности, ни правоустанавливающие документы на жилое помещение, ни доверенности на голосование от членов семьи в случае, если квартира находится в долевой собственности.

3) В нарушение требований ч. 3 ст. 46 ЖК РФ инициаторы собраний не доводили до сведения собственников решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования.

Стоит отметить, что действующее законодательство, установив порядок проведения общего собрания и требования к оформлению его результатов, не предусматривает какой-либо ответственности за их нарушение. Даже при очевидных и существенных отступлениях от определенной законом процедуры признать решения собрания недействительными без судебного разбирательства невозможно. Этой лазейкой с успехом пользуются недобросовестные управляющие компании, предоставляя в жилищную инспекцию заведомо подложные документы о выборе их в качестве «управдомов» без каких-либо опасений об ответственности за подобные деяния. А жильцы узнают о якобы принятых ими решениях лишь после получения квитанций от новой управляющей организации.

Наиболее грамотные и инициативные собственники, получив подтверждения фальсификации их голосов на общем собрании, обращаются в органы государственного жилищного надзора, правоохранительные органы, прокуратуру с целью привлечь к ответственности «авторов» подложных документов, но в большинстве случаев безрезультатно.

В 2021 году нам все же удалось добиться возбуждения уголовных дел по фактам фальсификации решений общих собраний в одном из домов 109-го микрорайона. Вопрос остаётся на контроле.

С проблемой достоверности решений собственников непосредственно связаны и вопросы правомерности предъявления к оплате объемов коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (КР на СОИ), превышающих установленные нормативы. Жильцы домов, столкнувшиеся со «сверхнормативными» начислениями платы за КР на СОИ, с немалым удивлением узнавали о том, что решение о переходе на расчеты исходя из показаний общедомовых счетчиков было принято ими на общих собраниях.

Доходит до того, что предъявляемые к оплате объемы КР на СОИ в разы превышают суммарное потребление во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома. И в ряде случаев, когда на основании депутатского обращения все-таки удается добиться возврата средств, речь идет о довольно внушительных суммах. Так, в одном из домов по ул. Советской жильцам вернули более 200 тысяч рублей, излишне начисленных за КР на СОИ в период с июня 2020 по апрель 2021 г.

Причина во многом кроется в несовершенстве федерального законодательства, которое, предложив собственникам «пряник» в виде возможности ограничить расходы на содержание общего имущества установленным в регионе нормативом, по сути возложило все расходы по покрытию «небаланса» на управляющие организации. И вместо того, что расходовать собранные с собственников средства на ремонт и обслуживание домов, «управдомы» вынуждены расплачиваться ими с ресурсоснабжающими организациями.

Из-за неоднозначной трактовки правовых норм добиться «коммунальной справедливости» для жильцов непросто. Управляющие организации предпринимают попытки оспорить предписания жилищной инспекции о проведении перерасчета в судебном порядке. К примеру, одно из таких дел рассматривается в арбитражном суде с июня 2021 года. Перерасчет жителям дома по ул. Советской Армии за 2020 год до сих пор не произведён.

О том, что предложения регионального оператора о проведении капитального ремонта в доме должны утверждаться решением общего собрания, также известно не многим. Собственники, увы, не проявляют интереса к предстоящему капитальному ремонту ровно до его начала. И, как показывает практика, сталкиваются с весьма неприятными «сюрпризами».

Непростая ситуация сложилась в минувшем году в доме по ул. Трамвайной. В процессе проведения капитального ремонта инженерных сетей холодного водоснабжения и водоотведения выяснилось, что ремонт сетей горячего водоснабжения никто и не думает проводить: данный вид работ вообще не был включен в региональную программу.

Собственники обратились в администрацию г. Магнитогорска, которая представила документы, необходимые для актуализации программы, в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области. Ремонт системы горячего водоснабжения в доме 1942 года постройки был включен в программу на 2046-2048 гг.

При нашем содействии собственники обратились в комиссию по рассмотрению вопросов по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме при администрации г. Магнитогорска с заявлением о переносе срока капитального ремонта системы горячего водоснабжения на более ранний период.

Заявление удовлетворено. После утверждения правительством актуализованной редакции региональной программы в доме проведут капитальный ремонт системы горячего водоснабжения в период до 2024 года.

В отчетном году нам удалось поставить точку в одном из самых сложных дел в практике работы депутатской приемной. В течение трех лет мы вели работу по муниципальному жилому помещению, обремененному на момент вселения в него лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, более чем 400-тысячной задолженностью.

Проблема возникла из-за многолетнего неисполнения обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг их лишенным родительских прав отцом и дядей, сохранявшими регистрацию в квартире. Солидарную ответственность по долгам, накопленным с 2008 года, пытались возложить на бывших воспитанников детского дома.

В итоге единственным способом снять с ребят долговое бремя оказалось инициирование судебного разбирательства. Нюансы, связанные с исполнением судебного решения и заключением соглашения о порядке и размере участия наших подопечных в оплате коммунальных услуг заслуживают отдельной главы в отчете.